Часть 2 (продолжение, начало)

Последние социологические исследования показывают, что отличия между главными городами западного и восточного регионов являются не настолько непреодолимыми, как в этом нас пытаются убедить политики. Жители Львова и Донецка проявили единодушие в вопросах относительно проблем, которые их волнуют больше всего. Как оказалось – это не вопросы языка или внешнеполитических приоритетов.

Главные проблемы – рост цен, инфляция, проблемы ЖКХ и бедность людей (низкая зарплата и пенсии). Вопросы политики волнуют в обоих регионах не более чем 6-7% населения. Большинство жителей обоих городов проявили патриотизм, подчеркивая, что Украина - красивая, сильная страна, только досталась она «бездарям», и могла бы быть хорошей страной, если бы не ее руководители. Всего лишь 3 - 4% жителей Донецка и Львова считают Украину несостоявшимся государственным и политическим проектом*.

Преодоление противоречий и различий между регионами в разных сферах общественно-политической жизни вполне достижимо в виду относительно доброжелательного отношения жителей Донецка и Львова друг к другу (согласно последнему социологическому опросу, проведенному в марте 2010 г. компаниями Research & Branding Group (Киев), ДИАЦ (Донецк) и УФ «Общественное мнение» (Львов), более 70% жителей обеих городов говорят, что симпатизируют друг другу). Против разделения государства на две части выступило более 87% львовян и 57% дончан*.

К сожалению, почти половина жителей обоих городов не смогли дать оценку качествам, присущим их визави. Кроме распространенных стереотипов о «национализме» львовян и «работоспособности» дончан, жители городов имели довольно смутное представление о своих согражданах.

Можно и нужно говорить о низкой оценке работы предыдущей власти, декларировавшей единение нации.

Разговоры об отсутствии денег и экономическом кризисе не выдерживают критики. Поскольку создание программ обменов культурным опытом регионов – ознакомительные туры молодежи, представителей общественных организаций, спортсменов и т.д. не требуют больших финансовых затрат, а всего лишь политической воли и стратегического видения развития страны.

Украина не единственная страна, которая имеет значительные региональные отличия. Не стоит перечислять страны, которые сталкивались с проблемой объединения страны, и их модели преодоления препятствий. Безусловно, каждое государство шло своим путем. Однако все они начинали свой путь с налаживания коммуникаций. Цена вопроса, прежде всего – грамотная информационная политика в течение 6 - 12 месяцев в рамках общеукраинского информационного пространства (постоянная системная работа над укреплением общего информационного пространства).

Нейтрализация утверждения о непримиримых противоречиях Запада и Востока Украины может стать одним из первых успехов новой власти. Для этого, прежде всего, необходимо определить общие, объединяющие Донецк и Львов исторические, культурные, ментальные, экономические позиции. К примеру, общая оценка отдельных периодов истории Украины и ее значительных фигур, а именно Киевская Русь, период казачества, фигуры Ярослава Мудрого, Владимира Великого, Богдана Хмельницкого, Тараса Шевченко.

Акценты на общих ценностях для дончан и львовян, а именно работоспособности, региональной солидарности (патриотизме), прагматизме внесли бы вклад во взаимопонимание представителей регионов. Жители городов проявили единодушие в видении идей и ценностей, которые бы объединили украинское общество.

Повышение уровня и качества жизни населения, стабильность, порядок и социальная справедливость могли бы стать условием для объединения страны. Опросы показывают, что большинство жителей Донецка и Львова считают семейные ценности главным смыслом жизни. А учитывая то, что и главные праздники (Новый год, Пасха, Рождество Христово) для дончан и львовян – одни и те же, визиты-обмены могли бы стать первым шагом к пониманию своих сограждан*.

Наличие сильных семейных ценностей украинцев имеет свою специфику. Статистика свидетельствует, что количество разводов во Львовской области в 2009 году составляло 6 тыс., тогда как в Донецкой 18 тыс. 26,5% детей, которые родились в Донецкой области, рождены вне брака, тогда как во Львовской – 7,6%. Общегосударственные программы относительно семейных проблем пока не имеют реальных результатов.

Политическая воля новой власти, которая объединит патриархальный семейный Львов и индустриальный Донецк в борьбе с кризисом семьи, в преодолении проблем детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, не останется незамеченной и будет иметь большие политические и общественные дивиденды.

Следует говорить о новых возможностях, которые возникли после прихода новой власти. Смена власти прогнозировано обусловила перераспределение сфер влияния. Безусловно, это касалось, прежде всего, привлекательных госпредприятий и больших госзаказов. В этом контексте Львов может быть привлекательным с точки зрения получения бюджетных средств. Здесь нет больших влиятельных олигархов, их возможности не сопоставимы с бизнесом, взявшим на себя организацию и управление процессом подготовки к Евро в Донецке и Харькове.

Возможным представляется объединение бизнес-интересов представителей донецких и львовских региональных элит и финансово-промышленных групп во Львове и Львовской области.

В целом вероятен передел собственности и контроля за наиболее доходными сегментами бизнеса во Львове, при этом имеются все предпосылки для сохранения целостности страны и нейтрализации искусственного раскола на Запад и Восток. Ощутимыми в этой ситуации будут потери человеческих ресурсов – трудовая миграция в Европу как обычных рабочих, так и квалифицированных менеджеров.

Развитие бизнес-процессов можно рассматривать по нескольким очевидным направлениям:

1. Проекты для строительства «Евро-2012» – модернизация аэропорта (терминал, склады, взлетная полоса), постройка нового стадиона (торгово-развлекательная инфраструктура), подготовка необходимых кадров для обслуживания соревнования и т.д. содействовали бы интеграционным процессам.

После посещения Львова вице-премьер-министром по вопросам Евро-2012 Б.Колесниковым произошла смена подрядчика по ключевым проектам. В частности, финансово-промышленная группа «Альтком» (Донецк) была определена генподрядчиком работ по строительству стадиона во Львове и взлетно-посадочной полосы государственного предприятия «Международный аэропорт Львов».

Эти шаги были позитивно восприняты экспертным сообществом, так как людей больше волнует – пройдет ли Евро во Львове или нет. Кто является фирмой строителем – не главная новость в городе.

2. Контроль за каналами контрабанды. Переназначение руководства Львовской облгосадминистрации позволяет утверждать о новом интересе к информации из региона о потоках контрабанды, которую, возможно, представила старая бизнес-элита, вероятно, в обмен на продление своего административного влияния. Несмотря на это, маловероятным является кадровая консервация в дальнейшем.

В случае реального усиления влияния на контрабандные каналы во Львовской области, новые интересы неизбежно пересекутся с интересами Государственной таможенной службы Украины и частными интересами людей, близких к социал-демократическим политдвижениям в Украине. Конфликт интересов потенциально может усугубить внутренний конфликт в Партии регионов и ослабить позиции нового Президента Украины.

3. Добыча полезных ископаемых видится как еще одна высокая вероятность передела наиболее рентабельных объектов нефте- и газодобычи, шахт по добыче ценных и редких металлов и т.д.

4. Туристическая инфраструктура (курорты-водолечебницы, горнолыжные базы, зеленый туризм). Общеизвестной является проблема экологического загрязнения в Донецке и Донецкой области. Налаживание коммуникаций и обменов между областями не только сможет решить вопрос оздоровительных и туристических туров, в первую очередь, для детей и молодежи Донецка, но и будет содействовать развитию инфраструктуры (рабочих мест) для жителей Львовщины.

В то же время после построения вертикали власти:

– статус Партии регионов «победителя выборов» сменился на статус «партии власти». Это в свою очередь предполагает иную ответственность и иную систему организации защиты и продвижения своих интересов, так как давление на новый статус будет существенно отличаться;

– начнется еще не знакомый для ПР идеологический конфликт поколений в управлении балансом частных и государственных интересов – внутрипартийная власть корпораций обнаружит внезапное новейшее отличие взглядов однопартийцев, занявших бюрократические должности, по путям развития страны и бизнеса;

– необходимо расстаться с иллюзией прибыльности Евро 2012, если он вообще пройдет в Украине, сконцентрировавшись на его идеологическом и маркетинговом использовании для создания рабочих мест - основного инструмента преодоления кризиса экономики страны;

– целесообразно учесть, что экономический кризис подтвердил единение экономики и политики: в след за экономическими спекулянтами обанкротились и спекулянты политические. Это предлагает принятие реалистичной политической и экономической программы и совершенно иные инструменты их внедрения;

– для партийного строительства будет эффективно провести смену идеологических постулатов партии, так как все ныне существующие прочно связаны с предыдущим практически 9-летним циклом развития как практически непрерывного избирательного марафона, достаточно надоевшего гражданину и избирателю.

Внутренние и внешние изменения в планировании и реализации политических и экономических реформ в партии и стране, иные подходы в кадровой политике реально создадут условия для решения проблемы Восток – Запад, Донецк – Львов (во многом надуманной) и может стать весомой победой новой власти и заложить основания для нового демократического будущего страны.


* Проект «УКРАИНА – ВОСТОК-ЗАПАД: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ» – совместное исследование общественного мнения населения городов Львов и Донецк по актуальным социально-политическим вопросам, проведенное с 9 по 15 марта 2010 года компаниями Research & Branding Group (Киев), ДИАЦ (Донецк) и УФ «Общественное мнение» (Львов). Сбор информации проводился методом личного интервью. Выборка квотная, репрезентирующая взрослое население Львова и Донецка по полу и возрасту. Объем выборочной совокупности - по 400 респондентов в каждом городе. Средняя ошибка выборки – ± 3,5%.

фото: pct.espci.fr

ІА "Вголос": НОВИНИ