[media=29989,29990] 

Рецензия на выставку современного искусства предполагает оценку произведений, продемонстрированных на ней. Это самое главное и первоочередное, не так ли? Иначе, о чем рецензия?

О том, кто был, кто платил, кто пил, кто во что был одет, кто сколько стоит? Не смешите. Чтобы там не говорили циники общества спектакля, современное искусство все же еще не превратилось в одну большую светскую тусовку. Быть может, чуть-чуть. Или не чуть-чуть, а почти. Но уж точно не совсем, не окончательно, не только. Что получается? Современное искусство – не только светская тусовка, но светская тусовка и произведения на ее фоне.

И все же, размышлений о картине Винни Реунова «Чудо Георгия-Змея», ставшей единственным произведением проекта галереи «ЦЕХ» «LightBoxGallery», в этой рецензии не найти. Кто-то говорит, что это очень хорошая живопись. Другие уверяют, что произведение Реунова – бубнящий китч, ориентированный на широкие (или тупые, кому как угодно) массы.

Что ж, может быть, это действительно хорошая живопись. Может быть и нет. А может быть и так, что это действительно хорошая живопись в стиле китч, ориентированная на широкие массы. Всякое может быть. Но главное – истина о произведении значения не имеет. В данном случае. Скажу еще прямолинейнее – был бы вместо Реунова кто-нибудь другой, была бы другая картина (быть может, лучше и актуальней) – пофигу, простите. Это вторичное в структуре проекта «LightBoxGallery». Так уж случилось.

Обсуждение произведения отвергнуто. Светской хроники не предполагается. О чем говорить? Говоря о «LightBoxGallery», нужно размышлять о концепции проекта. Лишь она подлинно интересна. Формально все обстояло следующим образом: художник Винни Реунов нарисовал полотно «Чудо Георгия-Змея», добавил в картину «могильник» (так на журналистском жаргоне принято называть тучные скопления логотипов партнеров и спонсоров на рекламной продукции) и, стараниями галереи «ЦЕХ», явил свою живопись в виде растиражированных принтов для лайтбоксов.

Что примечательно, лайтбоксы Реунова расположились не только в галерейном пространстве, но и в пространстве привычном для них – на улицах города. Среди прочего, копии картины «Чудо Георгия-Змея» были опубликованы на страницах разночинных журналов украинской столицы.

Это и есть изюминка, «фишка», заслуживающая внимания, - концепция. «ЦЕХ» подбросил в киевскую арт-среду гибридный межпространственный проект, где современное искусство вступает в порочную (или священную, кому как угодно) связь с рекламой, выходит за рамки сугубо contemporary art территорий. В результате мы видим рождение очаровательного мутанта. Это рекламный ход или искусство?

Это дитя, сотканное из генетически несовместимых материалов, или живая культура из будущего – произведение в жанре ad-fiction? Трудно определиться с ответом? Значит, вы попались на удочку, вы уже в игре. И коль так, то проект «LightBoxGallery» можно смело называть и успешным, и кураторским, ведь он вступил в диалог со зрителем, заставил думать, сомневаться, но главное – недоумевать. Речь идет не о недопонимании, но о благой неоднозначности или, опять же, игривости. Произошло столкновение двух разных дискурсов.

Да ладно! - оборвет меня сумнящийся читатель. – Реклама и творчество – это классический союз для актуального искусства. О да, господа, это так! Но «LightBoxGallery» микширует рекламу с искусством не на территории искусства или рекламы. В «LightBoxGallery» эти территориальные грани стерты – битва (или любовь, кому как угодно) происходит на обеих территориях сразу. Если быть более точным, гибридная сущность проекта привела к тому, что из двух пространств образовалось пространство третье – обоюдное. На зрителя давят технологии обоих лагерей. Это искусство как реклама или реклама как искусство. Любой из вариантов правильный.

Еще один интересный момент: проект «LightBoxGallery» - это, пожалуй, одна из самых (если не самая) больших экспозиций за всю историю художественного Киева. Не благодаря плотности и обилию произведений, разумеется, но благодаря их территориальной распорошенности по городу и инфосфере. Таким образом, маленькая галерея «ЦЕХ» искусственно расширила свои размеры, на месяц превратилась в галерею с десятками филиалов по всей столице и отечественному медиааполю.

И это уже не только концептуальный жест, но жест злободневный. Для города, где галерейных бедняков (считается, что эти парни - хорошие) гонят в шею рейдеры (считается, что эти парни – плохие); города, где современное искусство доживает последние дни в камерных подвалах (творческих «одиночках») – для этого города подобный шаг по организации экспозиционного пространства однозначно остроумен. «LightBoxGallery» – это бабло+искусство, хохочущие над территориальными проблемами галеристов, мол, мало места? Пофигу, купим лайтбоксы, завербуем журналы, пропоем «ля-ля-ля».

О, «ЦЕХ» можно только поприветствовать. За концепцию и экспозиционное решение. Что касается картины Винни Реунова «Чудо Георгия-Змея», всех этих симпсонов, жаб, казаков и наполеонов - одни по-прежнему говорят, что это действительно хорошая живопись, а другие по-прежнему уверяют, что живопись гавно. Сей спор, как вы уже поняли, значения не имеет.

proza.com.ua

ІА "Вголос": НОВИНИ