Як це не парадоксально, але мери тільки двох міст - Вінниці і Червонограда - можуть похвалитися тим, що виконали практично всі свої обіцянки. Інші або майже нічого не виконали, або в кращому випадку виконали приблизно половину обіцяного, пише видання.

Далі подаємо вибірку про діяльність мерів трьох українських міст (мовою оригіналу).

Харьков

Пятилетний план развития города, с которым Добкин шел на выборы в 2006-м, до сих пор во многом остается планом. Назвать его выполненным можно только частично. И то условно

Да, едва став мэром, Добкин, как и обещал, снизил квартплату. Но уже осенью того же года выросли тарифы на тепло, горячую и холодную воду, канализацию. А с нового года поднялась и квартплата. Были ликвидированы ЖЭКи. Сантехники и слесари разошлись по профильным КП («Харьковские теплосети», «Вода», «Харьковкоммуночиствод»). Дворники перешли в новое КП «Харьковблагоустройство». Были созданы КП «Жилкомсервис» (служба единого заказчика) и диспетчерская 062 (сейчас 1562). Словом, внешние признаки реформы ЖКХ налицо. Но при этом говорить о повышении качества услуг, обещанном Добкиным-кандидатом, вкупе со снижением их стоимости, мягко говоря, затруднительно: сети изношены, трубы прорывает с завидной регулярностью, горячую воду на профилактический ремонт в некоторых микрорайонах отключают на три-четыре недели и не раз за лето.

Новые трамваи и троллейбусы, закупленные по лизинговой схеме, вышли на маршруты еще в первый год каденции Добкина, но сегодня из-за проблем с расчетами предприятие ПЛ «Лизинг» требует прекратить их эксплуатацию и намерено начать процедуру изъятия с 27 июля.

Добкин и его команда, как и обещали, провели земельный аукцион. Но лишь один за четыре с лишним года. Да и тот со скандалом, протестом прокурора и последовавшими за ним судами. Второго аукциона до сих пор так и не случилось. Официальное объяснение — нет законодательной базы.

Обещания открыть две новые станции метро за четыре года, возродить харьковские индустриальные гиганты (ХТЗ, завод им. Малышева, авиазавод, завод им. Шевченко), навести порядок на рынках, проводить местные референдумы по поводу конфликтных строек (за счет застройщика), прекратить вырубку деревьев, открыть для общего доступа информацию о земельных кадастрах, как и многие другие из пятилетнего плана Добкина, так и остались обещаниями. И если, скажем, метро не удалось достроить во многом по причинам, напрямую от мэра не зависящим (регулярное государственное недофинансирование вне зависимости от того, был премьером однопартиец Добкина или его политические оппоненты), то прекратить вырубку деревьев, навести порядок на рынках и открыть информацию о земкадастрах мэру, имеющему большинство в горсовете, было вполне под силу. Но он этого не сделал.

В конце прошлого года, еще будучи городским головой Харькова, Добкин сам фактически признал, что не выполнит пятилетку за четыре года, отведенных Конституцией на мэрскую каденцию. Он заявил о намерении баллотироваться на второй срок. «За четыре года было многое сделано, но многие реформы только начаты, мне не хотелось бы остаться в памяти человеком, который оставил незавершенными свои начинания. Если харьковчане мне доверят пост харьковского городского головы, я с радостью продолжу работу на благо города и харьковчан», — сказал тогда Добкин.

Не прошло и трех месяцев, как градоначальник пересел в губернаторское кресло, а и.о. мэра Харькова стал его альтер эго — Геннадий Кернес. Харьковчане уже давно не разделяют этот двойственный союз: «Мы говорим Кернес, подразумеваем Добкин. Мы говорим Добкин, подразумеваем Кернес».

Кернес, по всей видимости, и собирается на выборы вместо Добкина и вместе с Добкиным. Во всех публичных заявлениях он позиционирует себя исключительно как член команды Михаила Добкина и Партии регионов. Кстати, схожий прием использовал четыре с половиной года назад и сам Михаил Маркович. Только он говорил о себе, как о члене команды Виктора Януковича.

Сегодня Кернес, по сути, обещает то же, что и Добкин четыре с половиной года назад. Его главный конек — ЖКХ. Он устраивает показательные порки коммунальщикам на открытых совещаниях в исполкоме и встречах с жителями районов, требует пересмотреть нормы водопотребления в меньшую сторону, обещает благоустроить дворы, отремонтировать крыши, подъезды и т.д. — словом, создать коммунальный рай в отдельно взятом городе. При этом Кернес абсолютно не стесняется озаботить созданием этого рая не только работников КП, но и предпринимателей.

«Мы разрабатываем программу единого стояка, который мы правильно сделаем, чтобы никто ничего не бил. Если приходит провайдер и хочет воспользоваться этим стояком, мы должны его обязать отремонтировать подъезд, и, я это не стесняюсь говорить, сделать свет. Деньги, которые вложены в эту схему, должны приносить пользу жильцам, потому что на этот дополнительный источник мы можем с вами содержать и дома, и подъезды, и какие-то деньги можем получать... В киосках люди зарабатывают деньги, они бесплатно здесь не работают. Они должны заниматься благоустройством. И не в грязи на кирпичах этот ларек должен стоять, а должны все сделать так, чтобы вам было удобно подойти», — говорит Кернес.

На еженедельных встречах с жителями районов он не забывает напомнить им и об их ответственности. «Просьба одна — чтобы вы тоже участвовали в благоустройстве... Мы заинтересованы в создании объединений совладельцев многоквартирных домов, в самоорганизации граждан, чтобы в каждом доме был определен управдом, чтобы кто-то один представлял интересы каждого дома. И тогда у нас совместно появится программа наведения общего порядка», — убежден он.

Хотя это первая избирательная кампания, которую Кернес начинает, будучи при власти, а не в оппозиции, он вовсю пользуется привычными приемами: популизм, популизм и еще раз популизм плюс критика власти (разумеется, той, что была до Добкина). Он критикует предшественников за разбазаривание имущества территориальной общины, а участковым весьма прозрачно намекает на то, что в курсе их бизнеса — от крышевания киосков во дворах до гешефтов с квартирами, которые остаются после смерти одиноких пожилых людей. Кернес распекает перевозчиков за грубость, коммунальщиков — за некачественную работу, обещает купить новые автобусы и троллейбусы в лизинг по программе подготовки к Евро-2012 (проблемы с уже взятыми его не смущают) и открыть новую станцию метро до конца года.

«Порядок и ответственность» — слова, звучащие рефреном на встречах Кернеса со всеми и вся, от жителей районов до участковых и коммунальщиков, созвучны тем, что говорил Добкин, придя в мэрское кресло. Подкрепленные раздачей подарков (от футбольных мячей и детских площадок до резкой активизации коммунальных служб), они нередко производят магический эффект. Им верят те, кто хочет верить. Кто устал от безвластия и истосковался по сильной руке. Но многие задаются вопросом, а кто мешал этой же команде перейти от слов к делам, не дожидаясь очередных выборов? Почему директоры коммунальных предприятий стали получать нагоняи за неубранный мусор, несанкционированную свалку или разрытую и не закопанную улицу только сейчас? Почему сроки сдачи «Алексеевской» станции метро уже в этом году при новом правительстве и президенте переносили с августа на конец года (по этому поводу в Харькове уже появилась шутка, что «Алексеевскую» готовят к сдаче ежегодно дважды в год — ко дню города и к Новому году)? В ответах на эти вопросы — ответ на главный. Выполнит ли Кернес то, что обещает сегодня, когда станет мэром. Если станет.

Львов

Не было бы счастья, да несчастье помогло — эта пословица как нельзя лучше иллюстрирует результаты деятельности Андрея Садового. Вот, например, случился в днепропетровском салоне игровых автоматов пожар — и Юлия Тимошенко выполнила одно из самых громких обещаний львовского градоначальника. Или обещанная мэром программа системного притока инвестиций... Ее нет как нет, однако во Львове оставили Евро-2012, и обещание о миллиарде долларов инвестиций можно считать выполненным — и пусть это более 2 млрд. грн. государственных инвестиций, предусмотренных лишь на строительство стадиона и реконструкцию аэропорта. Но победителей не судят — и перед новыми выборами у Садового будет, как говорится, результат на табло

Без вмешательства свыше основная масса обещаний львовского мэра осталась бы просто декларациями. Кроме инвестиций благодаря Евро-2012 город, как и обещал Садовый, избавился игорного бизнеса. Опять-таки благодаря решению центральной власти. Правда, не сложилось со строительством в окрестностях Львова «галицкого Лас-Вегаса».

Однако вернемся к тому, что входит в компетенцию городской власти. В первую половину каденции мэра чуть ли не самыми скандальными были обещания, касавшиеся более прозрачной и понятной организации власти в городе.

Садовый в отличие от предшественника не использовал лозунг «Сильная и честная власть», но обещаний в русле борьбы с коррупцией и оптимизации работы органов власти давал немало. Вот только с выполнением тех из них, которые можно было проверить, не сложилось.

Первое, о чем после формирования команды Садового напомнили ему журналисты, — было популярное в то время обещание «не допустить кумовства во власти». Ведь назначения или предложения об избрании советом сразу двух кумовьев градоначальника (замом мэра Василия Косива и секретарем горсовета Владимира Квурта), кумы (руководителем дирекции по празднованию 750-летия Львова, а потом — начальником управления Ксении Курилишин) и отца кума (сначала заместителем мэра, а ныне — председателем райадминистрации Василия Билоуса) выглядели форменным издевательством.

На этом фоне не все заметили, что было нарушено еще одно обещание — о том, что на все должности в мэрии будут объявлены конкурсы. Однако ни замы мэра, ни начальники департаментов через конкурс не проходили. Что касается назначения последних, то тут было достаточно благословения одного человека — самого Садового. Да и переход на систему департаментов (самостоятельных юридических лиц, руководители которых стопроцентно зависят исключительно от мэра) не очень вписывался в обещание о «понятной структуре власти». Интересно, что подобную структуру в свое время вводил мэр Львова в 1994–2002 годах Василий Куйбида, а Андрей Садовый (на то время депутат городского совета) был одним из самых яростных ее критиков. Следует отметить еще один момент: вместо обещанного сокращения аппарата мэрии ее штат увеличился почти на 300 человек, а затраты на содержание — более чем вдвое.

Хотя, нужно признать, и отчитаться власти есть о чем. Например, при Садовом, как и было обещано, значительно активнее проводится ремонт дорог. Правда, на данный момент в эту сферу вернулась обычная практика ямочных ремонтов, к тому же якобы капитально отремонтированные дороги долго не выдерживают. Да и скандалы в связи с завышением стоимости ремонтов, или совсем недавний — из-за перечисления денег фирме (по слухам, не чужой близким друзьям мэра) уже после того, как ее работа была признана неудовлетворительной, — достижением не назовешь.

Выполняется в городе и довольно размытое обещание об улучшении уровня водоснабжения (еще недавно — самая большая проблема Львова, которая практически решена на данный момент). Зато четкая формулировка «за первый год сделать 100-процентный учет воды» не выполнена до сих пор, а потери воды в сетях водоканала (избавиться от них — еще одно обещание) стали даже больше, чем раньше.

Вроде бы заметно, что в центре города улучшилось освещение. Но программа освещения города — это уже почти анекдот. Перед выборами и даже в августе 2006 года Садовый обещал осветить Львов на 100% до конца осени. В сентябре 2006 года он уже говорил о 100% до конца года (того же, 2006-го!). В октябре — о 80% до конца года, а о 100% до конца зимы. Полностью город не освещен даже летом 2010-го.

Можно вспомнить еще несколько невыполненных обещаний львовского мэра в хозяйственной сфере. Например, о замораживании тарифов на коммунальные услуги («Мы не будем увеличивать оплату за коммунальные услуги, а будем улучшать качество этих услуг»). Что касается качества комуслуг, то, как говорится, не будем о грустном, а по поводу тарифов следует отметить, что на сегодня выросла плата за водоснабжение, почти втрое — за отопление (и в планах очередное повышение), увеличивается тариф на обслуживание придомовых территорий. «Неприкосновенность парковых зон» обернулась скандалом и судом общественных организаций против строительной компании, к которой причастны депутаты горсовета, — из-за огромного участка, выделенного ей в парке. То же касается и «заботы об историко-архитектурном наследстве». О том, что нельзя было заливать брусчатку на центральной площади Львова бетоном или об архитектурных достопримечательностях, которые валятся, как и раньше, не писал во Львове разве что ленивый. В сравнении с этими событиями одно из немногих выполненных городской властью без «божественного вмешательства» обещаний — «в центре Львова появится каток (точно такой же я видел во Вроцлаве)» — звучит просто смешно. Не говоря уже о том, что социальным проект катка около мэрии не назовешь — цены там не ниже, чем в других таких заведениях, и фирма, которой досталась честь реализовать мечту Андрея Садового, зарабатывает на ней очень даже неплохо.

Донецк

Подавляющее большинство дончан никогда особо не вникали в программные обещания мэра и степень их соответствия сделанным делам. Тем не мене имидж «крепкого хозяйственника» на фоне политических скандалов, всевозможных экологических и коммунальных катастроф «у других» накрепко въелся в сознание горожан. В их городе подобных проблем не было. А то, что зимой снег не успевали убирать, так летом все забывается. Тем более что «у других» было еще хуже

Поэтому рейтинг Лукьянченко в Донецке остается довольно стабильным: около двух третей горожан готовы вновь отдать за него свой голос. Другое дело, что помешать действующему мэру могли сложные взаимоотношения с некоторыми высокопоставленными однопартийцами. Например, с вице-премьером Борисом Колесниковым, занимающимся подготовкой украинских городов к Евро-2012. На Донецк у того были особые виды.

Больше всего доставалось Лукьянченко от ставленников Колесникова — секретаря горсовета Николая Левченко и председателя Буденновского райсовета Донецка Александра Бобкова. Первый, пытаясь подпортить имидж шефа, частенько вносил в повестку дня скандальные политические заявления. Он же пытался подставить Лукьянченко, когда хотел протянуть решение о ликвидации в Донецке всех районных советов. Второй тут же перевел стрелки на мэра и публично обвинил того в попытке узурпировать власть в городе «списав свои просчеты в работе на глав райсоветов». Конфликт завершился тем, что на днях городские «регионалы» на конференции избрали Лукьянченко своим партийным предводителем, отправив уже экс-председателя Бобкова под крыло Колесникова его замом в областную организацию. Тем самым действующему городскому голове был открыт путь к очередному мэрству.

Только вряд ли от этого путь будет легким. Напутствие Колесникова было с подтекстом. Например, он поставил задачу перед товарищем, подчиненным теперь уже по партийной линии, сделать Донецк одним из трех наиболее благоприятных в Украине городов для ведения бизнеса. Сейчас, по словам Колесникова, Донецк не входит даже в десятку. Лукьянченко стал было возражать, что некоторые вопросы зависят и от решений центральной власти, но его одернули. Дело в том, что пункт об упрощении разрешительной системы был одним из ключевых в предвыборных программах градоначальника. «Бизнес — локомотив развития Донецка», — значилось в 2006 году в программе Лукьянченко «Донецк — город-лидер!».

Наверняка припомнят ему и другие провалы. Например, о бесцельно зарытых в землю сотнях бюджетных миллионов, выделенных под строительство донецкого метро. Подземка так и не вступит в строй в 2010 году, как планировал Лукьянченко. По его же словам, сегодня неизвестно, будет ли метро в миллионном мегаполисе вообще. Кроме того, Донецк так и не стал «городом без окраин». Как минимум семь районов из девяти остаются серыми, грязными и не освещенными в темное время суток. Лишь частично удалось реализовать мэру обещание к 2008 году построить в каждом районе по одному многоквартирному жилому дому для малообеспеченных семей. Хотя социальное строительство и не сворачивается окончательно, несмотря на кризис. На днях градоначальник вручал ключи от квартир нескольким десяткам малообеспеченных, многодетных семей и ветеранов.

А самая серьезная критика в адрес Лукьянченко касается вопросов землепользования и землеотводов. Еще в 2006 году общественные организации передали приехавшему в Донецк президенту Виктору Ющенко увесистую папку с документами, якобы доказывающими «земельные махинации» местных властей. Тогда прокуратура не нашла в них состава преступления. Правда, горсовету пришлось отменить свое же решение от 24 июня 2005 года «О делегировании исполкому горсовета полномочий по изменению целевого назначения земель, согласованию места расположения объектов на земельных участках, передаче в собственность, предоставлению в постоянное пользование и аренду, продаже, выкупу земельных участков, заключению договоров о передаче права собственности на земельные участки». Тем не менее земельные скандалы неоднократно вспыхивали и после этого. Самые громкие из последних — сомнительное в правовом отношении выделение земельных участков под строительство в микрорайоне Текстильщик мусороперерабатывающего завода и сдача под застройку гостиницы парка в центре города.

Вспомнят Александру Алексеевичу и причастность к скандалам, связанным с жилищным строительством. Думается, Лукьянченко был бы счастлив, если бы его оппоненты не выудили из его же программы пункт о грандиозной застройке микрорайона Широкий. «В плане застройки жилые дома площадью 427 тыс. м2, рассчитанные на проживание 20 тыс. человек. Здесь же будет культурный центр с прилегающими к нему парками, стадион с крытой и открытой трибунами, закрытый спорткомплекс. Планируется строительство аквацентра с расчисткой существующего пруда, гостиницы, двух торговых гипермаркетов торговой площадью по 30 тыс. м2. Также будут построены детсады на 1000 мест, две школы и поликлиника на 400 посещений в смену», — можно было прочитать в программе. Реализовать свой план Лукьянченко пригласил скандально известную в России компанию, всплывшую в Донбассе под названием ООО «Социальная инициатива: Москва–Донецк». Еще задолго до достижения договоренностей между этой компанией и Лукьянченко российская прокуратура возбудила несколько уголовных дел против «Социальной инициативы». Недруги донецкого мэра утверждают, что не знать об этом тот не мог.

В ближайшее время серьезным испытанием для мэра станет подготовка объектов к Евро-2012. Ему придется отвечать за дороги, транспорт и гостиницы. А данная инфраструктура, как утверждают эксперты, является настоящим бичом Донецка. И вряд ли Колесников станет покрывать неизбежные огрехи градоначальника, который в личных интересах и вопреки его желанию заполучил новую партийную должность.

ІА "Вголос": НОВИНИ