Japan Popmonsters. Странные поп-существа Мари-Чан. Уверен, голова среднестатистической японской школьницы не нуждается во вскрытии. Нам совершенно не обязательно делать в ней теплую скважину и бросать туда пару сахарных кубиков LSD, чтобы увидать что-нибудь интересное. Наркотики, безусловно, умеют рожать интересную культуру, но подлинный праздник странностей возможен лишь в случае эволюционно сформированной перекособоченности органа "мозг".
Обыватель дядя Вася говорит: "Поп-культуру придумали американцы". Обыватель в черной маске поддерживает: "Американское влияние губительно и вредоносно". Обыватель Кирилл, сведущий в послевоенной истории Японии, добавит: "Япония познала невероятное влияние американской поп-культуры".
Но что это означает? Что такое влияние американской поп-культуры?
Полагаю, это влияние не следует оценивать топорно и поверхностно, утверждая, что оно существует лишь в форме навязывания конкретных символов и образов развлекательного рынка Америки. Дело не в обилии сумочек с изображением Бритни Спирс, ковбоях и попкорне с надписью "I love Hollywood" на коробке.
Дело в навязывании определенного типа мышления; конкретных механизмов организации рыночного идолопоклонничества; конкретных способов трансплантации символов и образов в сознания юных масс. Иными словами, важно не то, ЧТО инсталлирует в конкретный контекст американская поп-культура, но то, КАК эти механизмы инсталляции наследуются и работают.
Слабые культурные пространства, разумеется, растворяются в ситуации американской культурной оккупации и превращаются в культурные колонии, ретранслирующие эстетику и образы колонистов. С сильными культурными пространствами все иначе. Несмотря на мощное американское влияние на послевоенную Японию, она (Япония) не стала культурной колонией.
Да, она переняла американские способы организации поп-рынка и методы управления молодежными группами», научилась превращать товар в религию, но содержание этого культурного пространства не лишилось своего уникального, неизменно странного, японского колорита, не утратило лица.
Это действительно потрясающе. Япония стала еще одним доказательством того, что поп-культура может быть разной – пускай глобальной, но не всегда глобально-американской, не одноликой, не тоскливо предсказуемой, но национально-характерной.
Мы привыкли воспринимать молодежную поп-культуру, как нечто неоспоримо отупляющее, простое, понятное и незамысловатое, но японский опыт говорит о, мягко говоря, некорректности подобного восприятия.
Взять хотя бы иллюстрации Мари-Чан (Mari-Chan) из Осаки. Мари-Чан создает модненькие красивости для школьниц; красочных персонажей, которые покрывают пеналы и платьица, рюкзаки и маечки.
Это невероятно характерная японская подростковая попса. Но она, в тот же миг, не лишена умения потрясать своей странностью. Если поп-культура – это повесившаяся звездочка, пузырящаяся кислотная мохнатка, фея с кровоточащим влагалищем и ядерный медвежонок, то поп-культура, признаем, не лишена Прекрасного.
Порой, она и вовсе становится территорией, где Прекрасное обретает благую массовость.
ІА "Вголос": НОВИНИ