Музыкант и диджей Энди Баттлер, придумавший проект Hercules and Love Affair, защищает диско от обвинений во второсортности.

Проект Hercules and Love Affair возник 4 года назад, когда диджей и промоутер гей-вечеринок Энди Баттлер предложил своему другу Энтони Хегарти, фрику-андрогину, подрабатывавшему в нью-йоркских кэмповых шоу, записать вокал для песни "Blind". Хегарти тогда еще не выпустил свою пластинку "I am Bird Now", восславленную мировой музыкальной прессой, не был знаком с Бьорк (только с Лори Андерсон и Лу Ридом), не выступил с аншлагом в Москве и т.п. Баттлер, гомосексуалист-музыкант из Колорадо, и вовсе никому не был нужен. В дешевой нью-йоркской студии Энди записал поверх диско-бита и синтезаторного аккорда голос Энтони. Прослушав результат, друзья решили, что из этого выйдет толк.

Так и случилось, дебютный альбом проекта Hercules and Love Affair, вышедший в начале 2008-го, оказался одной из лучших танцевальных пластинок года, а первый сингл с нее – изрядно перелицованный "Blind" – теперь играет во всех клубах, причастных к неодиско-волне. Сейчас Hercules and Love Affair трансформировались из студийного проекта в гастрольный коллектив и с успехом колесят по летним европейским фестивалям – от Sonar до Гластонбери.

А на этой неделе их дебютный альбом, который занимает "не последние" места в чартах некоторых европейских стран, вышел на родине создателя проекта – в США. Перед этим Денис Бояринов позвонил Энди Баттлеру на мобильный.

Энди, где ты сейчас находишься?

В Лондоне. У нас здесь концерты – вчера был и сегодня еще будет. Слышишь шум? Черт, менеджерам отеля вздумалось устроить ремонт в соседнем номере.

На что похоже живое выступление Hercules and Love Affair?

Музыкантов не так много, как хотелось бы: барабанщик, небольшая духовая секция – трубач и тромбонист, две певицы – Ким Энн и Номи. Я за клавишами и драм-машинами – у меня их шесть штук, так что не помешал бы помощник. Вообще, это была трудная задача – превратить студийный проект в живой. Некоторые песни пришлось переписать с ног до головы, они мне даже стали больше нравиться в переделанном виде.

А как публика их принимает – танцует или внимательно слушает?

Еще как пляшет. Знаешь, что меня удивило: английская молодежь устраивает на наших выступлениях слэм, как на панк-концертах. Меня это поначалу шокировало. Захотелось крикнуть: "Это же диско, ребята! Зачем вы топчетесь друг другу по ногам?" Тинейджеры ведут себя как безумные – кричат, фотографируют сцену, что-то показывают. Временами нас это очень веселит.

Видно, что вы только начали гастролировать и еще не устали от этого.

Ну да, мы первый концерт в середине мая сыграли. Наверное, в следующем году, который мы собираемся провести в плотных гастролях, я буду плеваться. (Смеется.)

Вы будете выступать на фестивале Гластонбери – готовите что-нибудь специальное? Может, выступите с Энтони Хегарти?


Это вряд ли, наши графики никак не совпадают. Мы пока не придумали ничего особенного, может, что-нибудь и придет в голову. Я очень рад, что мы поедем на Гласто. У нас достойная компания – мы выступаем на одной сцене с Норманом Куком и Ройшн Мерфи. Мне кажется, они приятные люди. А главное – немало моих друзей будут на Гластонбери выступать или диджеить. Вот и увидимся.

Ты бы чье выступление хотел посмотреть на Гластонбери?

Нет планов. Там в основном будут играть всякие рок-группы – ну знаешь, четыре лохматых парня с гитарами. Я к такой музыке равнодушен. Скорее всего, я проведу свободное время с друзьями; мой хороший друг Джеймс, который устраивает в Лондоне вечеринки Horse Meat Disco, получил под свое управление целый шатер на Гласто. Он будет обставлен под нью-йоркский клуб 1970-х, диджеи будут играть старое диско – вот там я и буду, судя по всему, тусовать. К тому же мои знакомые говорят, что самое тяжелое на Гласто –это перемещаться от одной сцены к другой. Там, бывает, огромные пробки возникают. Так что я не буду и пробовать.

Я слышал, что в Англии поднялась настоящая волна протеста из-за того, что один из хедлайнеров фестиваля – рэппер Jay-Z.

Ну да, есть что-то такое. Многие считают, что рэпперу не место на рок-фестивале. По мне, так какая разница? У Jay-Z – отличные шоу. Ради этого же все и устраивается. Наверное, у него слишком американская музыка, которой раньше не было на английском фестивале. Ну так и что? Прекрасный повод изменить традицию.

К вопросу о разнице между американскими и английскими вкусами. Вот что меня удивляет: ты, уроженец Колорадо, выпустил хорошую пластинку, которая представляет собой дань почтения американской танцевальной музыке – нью-йоркскому и филадельфийскому диско, чикагскому хаусу. Однако ты больше известен в Европе. Почему так произошло?

В Европе более восприимчивый и продвинутый слушатель. Здесь у поп-музыки более широкие границы –в чарты может попасть трек с техно, хаус или диско-битом. В Штатах все куда более жестко: если ты хочешь быть поп-музыкантом и быть в мейнстриме, ты должен делать музыку по очень четким правилам. Поэтому мой альбом тепло приняли в Европе, а вот в Америке он только-только выходит. Понятия не имею, как нему отнесутся. В следующем году у нас будет тур по Америке, там и посмотрим.

В родном городе играть будете?

Почти. У нас запланирован концерт в амфитеатре Red Rocks –это очень известная площадка в получасе езды от Денвера. Там очень красиво – скалы, скалы... Там Beatles выступали. Я приглашу всех, кого можно, – родителей и друзей. (Смеется.)

Существует устойчивое мнение, что диско – это второсортная музыка. Можешь ли ты как знаток и ценитель диско произнести спич в его защиту?

Диско действительно загнали в какое-то гетто. Видимо, потому что оно было очень коммерческим направлением в конце 1970-х, ну и, может, еще потому, что это очень веселая музыка, которую любят геи. Я люблю диско за то, что это очень гибкая музыка. В лучших образцах жанра находится место и латино-, и джазовым, и академическим влияниям. Немало людей, посвятивших жизнь диско, были очень крутыми музыкантами.

Взять хотя бы Винсента Монтана, человека, который придумал "филадельфийский саунд". Он был великолепным композитором, аранжировщиком и дирижером Salsoul Orchestra, в котором играли полсотни музыкантов. Вот еще имена: Том Мултон, Джино Соччио, Патрик Коули... да много было талантов. Даже в Советском Союзе делали хорошее диско – Zodiac.

Да, это чуть ли не единственный советский диско-проект.

А группа Dschingis Khan?

Они немцы. Просто у них был трек под названием "Москау".

А, понятно... Пожалуй, зря мы их вспомнили — вот диско в их версии как раз было чудовищно. (Смеется.) Зато какой у них был кордебалет – я мечтаю, что Hercules and Love Affair когда-нибудь обзаведется таким же.

openspace.ru

ІА "Вголос": НОВИНИ