Почти месяц на дорогах Луганска и области работали сотрудники ГАИ из Львовской области. Местные водители не всегда пропускали их на дороге, иногда отказывались предоставлять им свои документы. Тем не менее, они подчеркивают свою готовность снова приехать в Луганск. О том, как работалось и что запомнилось львовским сотрудникам ГАИ у нас в области, мы попросили рассказать командира взвода сопровождения, майора милиции УГАИ Львовской области Сергея Сиромского. Встретиться с ним нам удалось в последний день командировки львовян на Луганщине.
- Для Вас командировка в Луганск – это, прежде всего, работа или приключение?
- Два в одном - и то, и другое. Это первая такая дальняя командировка, среди всех 15 экипажей не было людей, которые ездили бы так далеко на патрульных машинах, через всю Украину. Какие-то моменты приключения. А в основном – это работа, работа…Такая же работа, как и дома.
- Что запомнилось за время командировки? О чем будете рассказывать своим знакомым дома?
- Запомнилось, когда мы приехали в Рубежное, нам сказали, что город очень болеет, что много людей больных СПИДом. Запомнилось, что люди нормально к нам относились.
- А случаи по работе?
- Запомнился случай, когда в Луганске дедушка 90 лет ехал на «Волге» 21-ой. Увидел нас и испугался, резко повернул вправо, а там знак – «въезд воспрещен». И убегает от нас, а мы его догоняем (ну машина нормальная – мы смело догоняем). Он вышел из машины и говорит: «Ребята, я вас увидел и испугался. Никогда не видел львовских гаишников». Ну, дедушка стал проситься – отпустили мы дедушку, не наказывали.
Что меня удивило, что очень все любят ездить в крайнем левом ряду. Идешь на патрульной машине – моргаешь фарами. Половина водителей не хотят уступать дорогу. Правый ряд свободный – все равно идут в левом ряду.
Тоже удивил меня случай. Перед нами ехал молодой парень, лет 30, ехал в левом ряду. Километра 4 мы так ехали, моргали ему фарами, сигналили – едет дальше. Мы уже сирену включили, тогда он принял вправо. Со своим нарушением он фактически не согласился. Этот пример показывает, что многие водители просто не знают правил дорожного движения.
Запомнились мне случаи, когда водители отказывались давать свои документы. Просто говорят, что услышали по телевизору, что удостоверение водителя нельзя передавать для проверки работнику ГАИ. Водители боялись, что мы эти документы отберем. Показываю водителю правила дорожного движения – там четко и ясно написано, что водитель должен передать (не предъявить) для проверки водительское удостоверение и технический паспорт на автомобиль. И все сопутствующие документы – если надо, путевой листок, товарно-транспортные накладные. В конце концов, наверное, только 1 человек побоялся документы мне дать. Приходилось иногда говорить, что если дал слово, что я ему эти документы отдам, значит, я их отдам.
- Что вообще понравилось, а что нет в командировке?
- Не понравилась разлука с родными. А так… в принципе все понравилось. Эта командировка - большой плюс. Когда ребята, как говорится, едят с одной тарелки: и офицеры и сержанты, все вместе переносят невзгоды и тяготы, получается как в армии – познается кто мужик, а кто нет (конечно, в переносном смысле).
- Как люди вели себя при составлении протоколов?
- Грубо не вели себя. В принципе люди, культурные. У людей, видимо, эта закалка, которая осталась еще от бывшего Советского Союза. Наверное, и детям передали своим. То есть, когда водителю объяснишь, что он нарушил, докажешь ему его нарушение, он соглашается без проблем, не спорит. Хотя случаи были, что и спорят, и не согласны. В основном это на светофоре, на пешеходном переходе. Вот, водитель говорит: «А вы мне докажите, что я не пропустил». А пешеход уже ушел. В этом, в частности, наша незащищенность.
- По Вашему мнению, где водители более дисциплинированные: во Львове или в Луганске?
- Я думаю, что они одинаковые.
- Какие итоги Вышей работы?
- В среднем каждый экипаж выявил около 120 нарушений. Экипаж – 2 человека. Всего 15 экипажей. В основном делался упор на выявление правил дорожного движения, которые влекут за собой ДТП: выезд на встречную полосу движения, маневрирование, обгон, проезд перекрестков, пешеходных переходов. Были моменты, когда мы выехали в область на международные транспортные коридоры и работали по скорости, останавливали водителей, которые нарушали скоростные режимы.
- Как Луценко заявлял, «Лексусы» останавливали?
- Сто процентов. Я смотрю по ребятам, которые работают со мной, им разницы нет большой, какую машину останавливать. Нарушил «Лексус» – мы остановим «Лексус». Если нарушил «Запорожец» - остановим «Запорожец». Конечно, в основном люди, которые ездят на «Лексусах» ведут себя чуть высокомерно. Водитель же, который едет на «Жигулях», «Москвиче», обычно, если нарушил, просит извинения.
- Считаете ли оправданным эксперимент по обмену экипажами между областями?
- Оправдано с той стороны, что мы сюда приехали, и никто никому ничем не обязан. Это же жизнь. Если человек работает в этом городе, живет в нем, получаются такие моменты: останавливаешь нарушителя, а ты его знаешь (например, это твой сосед). Человек может ничего не говорить, но видно, что он смотрит как-то не так.
- Если эксперимент повторится, согласитесь еще раз вернуться поработать в Луганскую область?
- А почему же не соглашусь? Соглашусь. Только не сразу. Надо немного отдохнуть.
P.S. За время проведения сотрудниками ГАИ усиленного патрулирования для выявления нарушений ПДД (c 10 января ) аварийность на дорогах Луганска снизилась вдвое. Если раньше в среднем ежедневно происходило 25-27 ДТП, то в январе их количество снизилось до 5-9 происшествий.
Андрей Заболотный
Материал подготовлен при содействии ОГАИ Луганска.
ІА "Вголос": НОВИНИ